• +7 (47366) 5-92-66
Липчанка, Кирова ул, 62

Воспитательная работа в школе

Фильм "Безопасное использование природного газа".

Информационный бюллетень "Среда безопасности" № 9

Профилактика гриппа и ОРВИ.

Видеоролик № 1 "Профилактика гриппа и ОРВИ"

Видеоролик № 2 "Профилактика гриппа и ОРВИ".

Информационный бюллетень «Среда безопасности» № 5 

Информационный бюллетень "Среда безопасности" № 4

План воспитательной работы школы на 2018-2019 уч.год.

Буклет "Профилактика преступлений и правонарушений"

Классный час "Спорт в нашей жизни".

Буклет "Здоровый образ жизни".

Учащиеся 8 класса приняли участие в муниципальном конкурсе информационных буклетов на тему «Мой безопасный Интернет».

Разработка классного часа на тему: «Ценности  человеческой жизни»

Программа "Противодействие экстремизму и профилактика терроризма в школе"

Антинаркотическая профилактическая программа «Умей сказать «Нет!»

Родительское собрание «Доверяем вместе!»

(с вариантами для родителей учащихся младших, средних и старших классов)

ЦЕЛЬ:

1. Информировать родителей о том, для чего предназначена и как работает служба детского телефона доверия.

2. Мотивировать родителей поощрять детей обращаться на детский телефон доверия в сложных случаях, когда не хватает поддержки.

3. Мотивировать родителей обращаться за помощью на детский телефон доверия в трудных ситуациях воспитания и общения с детьми.

ЗАДАЧИ:

  1. Рассказать о службе детского телефона доверия как о виде психологической помощи.
  2. Провести диспут на тему  «10 главные вопросов о детском телефоне доверия».
  3. Обсудить навыки помогающей поддержки.
  4. Обсудить с родителями примерные вопросы, с которыми они и дети могут обратиться на телефон доверия.

ВЕДУЩИЕ:  педагоги, классный руководитель, педагог – психолог.

Содержание

Рекомендации для педагога

  1. 1.      Информационный блок. «Детский телефон доверия – самый популярный и широко известный вид экстренной психологической помощи детям»

 

В рамках Общенациональной информационной компании по противодействию жестокому обращению с детьми Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации Общероссийский Детский телефон доверия 8-800-2000-122 работает в Воронежской области с 1 сентября 2010 года.

Год от года растет  количество обращений родителей по сложным проблемам воспитания и общения с детьми. Ежегодно психологи оказывают более 1 миллиона консультаций детям, подросткам, их родителям и педагогам. В апреле 2018 года был зафиксирован 7 500 000 звонок.

При звонке на этот номер в любом населенном пункте Российской Федерации со стационарных или мобильных телефонов дети, подростки и их родители, иные граждане могут получить экстренную психологическую помощь, которая оказывается специалистами действующих региональных служб, подключенных к единому общероссийскому номеру.

 

Конфиденциальность и бесплатность – два основных принципа работы детского телефона доверия. Это означает, что можно получить психологическую помощь анонимно и бесплатно и тайна обращения гарантируется.

 

Общение с психологом абсолютно анонимно: называть свое имя, фамилию адрес никто не потребует.

 

Счета за разговор, каким бы длительным он не получился, не последует: звонок с любого мобильного или стационарного телефона бесплатный.

 

Цель такой помощи – способствовать профилактике семейного неблагополучия, стрессовых и суицидальных настроений детей и подростков, защите прав детей и укреплению семьи.

 

 

В службе телефона доверия работают прошедшие специальную подготовку психологи-консультанты.

 

Их главная задача — снять остроту психоэмоционального напряжения, переживаний, которые испытывает звонящий в данный момент, и уберечь юного или взрослого собеседника от опрометчивых и опасных поступков.

Задача следующая:

- вместе с абонентом проанализировать ситуацию,

- выявить ее причины,

- подсказать алгоритмы выхода из сложившегося положения,

- мотивировать человека на то, чтобы он сам постарался решить проблему.

 

Основной контингент звонящих на телефон доверия – дети и подростки (около 60% всех звонков). Основные причины их обращений – проблемы взаимоотношений в подростковой среде – дружба и неприятие сверстниками, первая взаимная и безответная любовь, страх перед ЕГЭ, отсутствие взаимопонимания с родителями и другие трудности нашего непростого времени.

 

Интересна история возникновения Телефона доверия. Первый такой Телефон появился в 1953 году как форма помощи людям в кризисном состоянии – как профилактика суицидов. Англичанин Чад Вара объявил свой номер телефона и предложил звонить людям в любое время, если в их жизни возникаю сложности, с которыми они сами не в состоянии справиться: когда они одиноки, растеряны или думают о том, чтобы покончить с жизнью. Он и не предполагал, что на него обрушится все время нарастающая лавина звонков. Несколько дней он справлялся с хлынувшими обращениями сам. Главное, что он понял за это время, - все звонившие, прежде всего, нуждались в дружеской помощи. Вскоре он пришел к выводу, что в одиночку ему с этим делом не справиться, и стал искать добровольных помощников.  Из этой истории использования телефона для доступной помощи одних людей другим вскоре родилось всемирное движение людей, оказывающих эту помощь. Сейчас в мире существует целая четь служб экстренной помощи по телефону. Это популярный и широко известный вид профессиональной психологической помощи.

 

 

 

 

 

На классной доске слайды или надпись с указанием темы родительского собрания:

«17 мая - Международный день Детского телефона доверия»,

 

«Общероссийский номер Службы детского телефона доверия 8-800-2000-122»

 

В помещении вывешены плакаты о детском телефоне доверия, на партах разложены буклеты.

 

2. Групповое обсуждение «10 главные вопросов о детском телефоне доверия»

 

Прежде, чем обратиться в трудной ситуации за профессиональной помощью, многие люди обычно ищут поддержки у друзей, у коллег, в семье. Рассмотрим, как это происходит у детей.

ü  Что делают Ваши дети, когда у них плохое настроение? Как они «сигналят» о том, что им плохо?

Возможные ответы:

ü  Замыкаются

ü  Не хотят общаться

ü  Капризничают

ü  Злятся

ü  Жалуются кому-то

ü  Говорят об этом родителям

Если дети и подростки говорят о своем плохом настроении родителям – это признак доверия. Значит, они надеются, что взрослые помогут им найти способ справиться с таким состоянием.

ü   Как Вам кажется, чего ребенок (подросток) ждет от родителей, когда у него плохое настроение в случае неудачи, волнения, огорчения?

ü   Что Вы, как родители, можете сделать для них дома, в семье в следующей ситуации:

Варианты для родителей учеников младших классов:

ü  Если у ребенка мало или совсем нет друзей?

ü  Если Ваш ребенок говорит Вам, что кто-то из одноклассников часто его обзывает?

ü  Если ребенок волнуется перед каким-либо тестом, например, перед проверкой скорости чтения или знания таблицы умножения?

Варианты для родителей учеников средних классов:

ü  Если Ваш ребенок поссорился со своим другом или подругой?

ü     Если Ваш ребенок говорит Вам, что кто-то из одноклассников часто его обзывает?

ü     Если Вашему сыну и дочери предстоит выполнить какое-либо задание на ловкость, скорость, физическую силу, и ребенок волнуется, не желая показаться слабым, неловким, неумелым – в общем, хуже других?

Варианты для родителей учеников старших классов:

üЕсли Ваш сын поссорился со своей девушкой (Если Ваша дочь поссорилась со своим парнем)?

üЕсли Ваш сын (Ваша дочь) очень волнуется перед ЕГЭ?

üЕсли Вашему сыну или дочери  ловкость, скорость, физическую силу, и подросток волнуется, не желая показаться слабым, неловким, неумелым – в общем, хуже других?

Возможные ответы для всех групп:

- что-то посоветовать

- рассказать о похожем случае из своего детства

- выслушать

- ободрить

- обнять

-отвлечь, рассказать что-то веселое

ü  Что из этого списка Вам кажется самым важным?

 

 

 

На доске заголовок:

 

«Какой помощи дети ждут от родителей в случае неудачи, волнения, огорчения?»

 

Запишите версии родителей об ожидаемой детьми помощи от них (для использования на следующем этапе обсуждения)

 

Следите, чтобы внимание родителей не фокусировалось долго на советах, поощряйте поиск разных способов поддержки.

 

В ходе обсуждения можно демонстрировать рекламные видео ролики «10 главных вопросов о детском телефоне доверия»

- сайт ДТД раздел «Медиа» (http://telefon-doveria.ru/events/

 

3.Продолжение группового обсуждения. «Как поддержать друг друга в семье родителям и детям?»

 

Вопросы для обсуждения:

ü  А как умеют Ваши дети поддерживать других членов семьи – братьев, сестер, родителей?

ü  Какими способами поддержки они уже владеют в своем возрасте?

ü  Как Вам кажется, с какого возраста дети должны уметь это делать?

ü  Где и как жизни это может пригодиться?

ü  Как Вы думаете, каким образом Вы могли бы научить их этому?

 

Акцентируйте внимание родителей на том, что взаимоподдержка в семье – очень важный навык. Он повышает сплоченность семьи, стрессоустойчивость всех ее членов и помогает быстрее и с минимальными издержками справиться с жизненными трудностями, периодически возникающими в нашей жизни.

  1. 4.      Информационный блок. «Какими умениями должен обладать хороший друг, помощник?»

 

Вот, что считают по этому поводу люди, многие годы занимающиеся поддержкой других людей. Чад Вара, организовавший первый телефон доверия, заметил, что хороший консультант на телефоне доверия выходит из дружелюбного человека, который обладает такими качествами:

ü  Не обсуждает других

ü  Больше выслушивает, чем советует

ü  Допускает, что при определенных обстоятельствах подобная трудная ситуация могла приключиться и с ним

ü  Заинтересован в другом человеке

ü  Разговаривает без всякой снисходительности, на равных

Согласитесь, это не простой набор качеств. Не все друзья или родители умеют так поддерживать и выслушивать. В этом нет ничьей вины. Просто в некоторых случаях действительно не так легко найти подходящий способ, который ободрит ребенка и придаст ему надежду и уверенность.  Кроме того, в некоторых вопросах, ребенку не хочется не хочется волновать родителей, или он может бояться критики и активного вмешательства взрослых в те его дела, где для него важно справиться и разобраться самому.

Поэтому родителям важно поощрять детей пользоваться услугой детского телефона доверия.

В этих случаях помощь специалиста, который настроен дружелюбно и нейтрально (не испытывает волнения и недовольства) может оказаться весьма полезной и подходящей для ребенка. Примечательно, что позвонившие дети никогда не жалуются на родителей. Даже, если поводом для звонка послужила ссора с ними. Дети интересуются тем, что именно они сами могли бы предпринять в трудной ситуации. Дети всегда преданы своим родителя. А консультант использует все свое мастерство для поддержки ребенка и примирения близких.

Поэтому вскоре вслед за взрослыми телефонами доверия, были организованы телефоны доверия для детей. В настоящее время в России даже активно действует профессиональная Российская Ассоциация Детских телефонов доверия. В ее целях – обеспечить российским детям и подросткам качественную и профессиональную помощь в Службах детского телефона доверия.

 

 

 

 

Сравните с родителями данный список и список ожидаемой от них детьми помощи, который получился в ходе предыдущего обсуждения.

  1. 5.      Информационный блок. «Как работает Телефон Доверия»

 

В Службе детского телефона доверия работают специально обученные специалисты – психологи. Телефон доверия дает возможность человеку, переживающему какие-либо трудности, получить поддержку, быть понятым и принятым, разобраться в сложной для него ситуации в более спокойной обстановке и решиться на конкретные шаги.

- Телефон доверия открыт для каждого человека. В том числе и для родителей. Не важен возраст, национальность, состояние здоровья звонящего. Основная идея состоит в том, что любой человек имеет право быть принятым, выслушанным и получить помощь.

- человек может поделиться с консультантом Телефона доверия любой беспокоящей его проблемой, особенно той, которую сложно обсудить с родными и знакомыми.

- помощь на телефоне доверия всегда анонимна. Позвонивший и консультант не должны сообщать свою фамилию, адрес и другие данные. Достаточно просто назвать свое или вымышленное имя для удобства общения.

- обращаясь на телефон доверия, человек может получить интересующую его информацию.

 

 

 

Рассказывая о телефоне доверия, акцентируйте внимание родителей на выделенных ключевых моментах.

  1. 6.      Информация о Телефоне Доверия для детей и подростков

В сентябре 2016 года запущен сайт «Детский телефон доверия»

http://telefon-doveria.ru

На сайте кроме информации о Детском телефоне доверия, проводимых конкурсах и мероприятиях действует ЧАТ.

Дети, подростки и молодые люди до 18 лет, а также родители и другие лица, участвующие в воспитании ребенка, могут обратиться через этот чат к психологу только с уточняющими с вопросами о работе Детского телефона доверия и проблемах, по которыми консультируют психологи телефона доверия. Чтобы получить психологическую помощь, наберите номер 8-800-2000-122.

Это безопасно - бесплатно и анонимно.

 

ПОМОЩЬ ПО ТЕЛЕФОНУ ДОВЕРИЯ

ОКАЗЫВАЕТСЯ АНОНИМНО И БЕСПЛАТНО!

 

8-800-2000-122

Расскажите родителям о том, где в школе размещена информация об общероссийском (или местном детском телефоне доверия).

Порекомендуйте родителям внести номер в список контактов на своем мобильном телефоне. Выделите время для этого прямо на родительском собрании.

Родителям учеников  младших и средних классов порекомендуйте родителям и ребенку вместе внести номер в список контактов на мобильном телефоне ребенка.

Родителям учеников старших классов рекомендуйте: «Посоветуйте подросткам внести номер детского телефона доверия в свою базу контактов. Сделайте это по возможности ненавязчиво и серьезно. Скажите, что Вы, родители, считаете это услугу важной, и сами уже сделали это».

 

СЦЕНАРИЙ Урока «Время доверять!»

Часть 1. Объяснение

На доске крупно тема урока - “Телефон доверия”.

Внизу крупными цифрами - “8-800-2000-122”.

1.1 Знакомство с темой (7 минут)

Ведущий:

-           Добрый день, дорогие друзья! Сегодня 17 мая - Международный день детского  телефона доверия. Кто из вас слышал о телефоне доверия? Что вы об этом знаете? Как вы думаете, почему он появился  и для чего нужен телефон доверия? (дети отвечают).

-           А у вас возникали моменты в жизни, когда вам срочно нужен был совет? А чей совет вы хотели бы услышать, кому могли бы рассказать о проблеме? (дети отвечают).

-           Как вы думаете, а кто придумал телефона доверия и зачем? (дети отвечают).

-           Телефон доверия появился в 1953 году. Англичанин Чад Вара разместил в одной из газет свой телефон и предложил всем людям, которые испытывают трудности в жизни, звонить ему, чтобы он смог их морально поддержать. Он думал о тех, кому не с кем посоветоваться, о тех, кто по какой-то причине одинок, или не может рассказать о том, что с ним случилось никому из своих близких и друзей. А как вы думаете, много людей ему позвонило? (дети отвечают).

-            Ему поступило очень много звонков! Он даже не предполагал, скольким людям нужна поддержка. А у вас бывали такие моменты? Вы позвонили бы, увидев такое объявление? Почему? (дети отвечают).

-            Чад Вара даже не предполагал, что простое объявление в газете положит начало целому движению взаимопомощи по всему миру. Сейчас во всех странах существуют службы телефонов доверия. Они работают днём и ночью. В любое время вы можете услышать совет профессионального психолога. И сегодня это уже не удивительно. А тогда Чат Вара понял одну простую, но очень важную вещь. Какую, как вы думаете? (дети отвечают)

-           Верно! Он понял, что всем в трудной ситуации нужна дружеская поддержка. И неважно, кто этот человек. Главное, чтобы именно тогда, когда вам плохо, он оказался рядом, на том конце провода и услышал, понял вас. И дал совет. Вот у вас есть друзья? (дети отвечают)

-           И они всегда вас поддерживают? (дети отвечают) А когда ваши друзья вас поддерживают? Расскажете? (дети отвечают)

-           А бывают проблемы, о которых вы не можете рассказать друзьям? (дети отвечают)

-           К сожалению, порой в жизни случаются такие ситуации, когда ты не можешь о чем-то рассказать своему другу. Когда это что-то очень личное. И вот поэтому нам уже знакомый Чад Вара стал искать людей, чтобы они помогали ему в этом непростом, но очень важном и ответственном деле. И нашел. Так родилось всемирное движение людей, оказывающих помощь другим людям по телефону. С 2010 года всероссийский телефон доверия работает и у нас в стране. Из любого города вы можете позвонить по телефону 8-800-2000-122, и вас выслушают и постараются помочь. Вы можете позвонить с любого телефона – городского, мобильного, даже из телефонной будки – звонок будет бесплатным. Помощь оказывается в большинстве городов круглосуточно и анонимно, то есть, никто и никогда не узнает, что вы туда звонили.

1.2 Углубление в тему (7 минут)

Ведущий урока прикрепляет на доску лист флипчарта или ватмана, на котором заранее нарисован ребенок (девочка или мальчик), либо схематично изображает ребенка на доске. 

-           Ребята, это типичный школьник вашего возраста. Давайте придумаем ему имя.

(дети придумывают имя)

А как вы считаете, в каких ситуациях этот школьник (назвать имя) может позвонить по телефону доверия? Можете даже говорить первое, что приходит в голову (дети отвечают)

-           А если, например, школьник получил двойку, он может позвонить по телефону, как вы считаете? (дети отвечают)

-           А если этот школьник знает, что он совершил плохой поступок и боится, что его накажут? Да, друзья, может. Школьник имеет полное право позвонить на Телефон доверия и рассказать об этом.   

-           А если школьник разбил мамину любимую вазу и не знает, как в этом признаться? (дети отвечают) Да, ребята, он тоже может позвонить. И таких ситуаций может быть бесчисленное множество, но для детей всегда есть тот самый Телефон доверия, позвонив по которому, им обязательно помогут и подскажут, как выйти из сложной ситуации.

-           Но есть и другие вопросы, по которым ребенок всегда может позвонить по номеру 8-800-2000-122 и проконсультироваться. Давайте с вами проведем так называемый мозговой штурм и набросаем на доске/листе флипчарта варианты, в каких случаях наш школьник мог бы позвонить по телефону доверия? (дети отвечают)

-           А если он поссорился с другом и не знает, как помириться? А если боится выступать на сцене?  Можно позвонить по Телефону доверия? (дети отвечают) Конечно, можно!

В процессе мозгового штурма соц. педагог/школьный психолог/ведущий фиксирует на доске/флипчарте вокруг нарисованного школьника ответы детей.

-           А как вы считаете, можно ли звонить на Телефон доверия просто так, ради шутки? (дети отвечают)

Этот вопрос задается  для того, чтобы дети понимали, что так звонить нельзя, так как пока кто-то балуется, может не дозвониться ребенок, которому действительно нужна помощь.

Часть 2. Видеопримеры (15 минут)

-           А хотите посмотреть видеоролики про Телефон доверия? (дети отвечают)

Демонстрируются видеоролики

«Даже супергероям нужна помощь»:

«Рейджер»     http://youtu.be/JZGbwifq4nQ

«Принцесса» http://youtu.be/8Hm_waR4_h0

«Воин»           http://youtu.be/Z5xzLmsZy7Q

«Пиратка»    http://youtu.be/hPPu7RXjNLY

После каждого ролика у детей спрашивают, что было в ролике, почему тому или иному ребенку из ролика стоит позвонить по Телефону доверия.

Видеоролик “Пункт приема детских страхов”:

http://www.youtube.com/watch?v=oDwy2wOkMVg  - рекомендуется показывать последним.

Часть 3. Действие или продукт, который сделают школьники

3.1 Активная часть (10 минут)

В зависимости от уровня сплоченности класса, эмоциональной атмосферы и условий помещения ведущему урока предлагается на выбор провести упражнение на доверие «Свеча доверия» или упражнение на баланс в парах.

  1. Упражнение «Свеча доверия»

- На нашем занятии наступило время доверия, и я предлагаю вам сделать упражнение, которое называется «Свеча доверия». Послушайте, пожалуйста, инструкцию. Сначала нужно разделиться на 3-4 подгруппы (по 5 -7 человек). (дети разбиваются на группы)

- Теперь каждая подгруппа образует плотный круг, необходимо встать тесно друг к другу. (Участники встают, ведущий проверяет правильность положения в кругах)

Далее проводится демонстрация и объяснение техники безопасности.

- Для объяснения задания мне нужен помощник, кто хочет? (кто-то из участников выбирается) Каждый из вас, по очереди, будет свечой в центре круга. Нужно стоять прямо на обеих ногах, руки скрестить на груди, в идеале  закрыть глаза. Те, кто стоят в кругу, должны занять очень устойчивую позицию: выставить одну ногу вперед, перенести на нее вес тела, руки сильные,  держим их на уровне груди. Задача свечи расслабиться и упасть спиной на руки одного из участников. А задача каждого в кругу удержать свечу, по очереди принимая ее на свои руки и передавая следующему. Все движения должны быть очень мягкими, не резкими. На каждого участника дается по 30 секунд, после моего сигнала в круг выходит новый участники, а тот, кто был «Свечой», встает на его место.

Очередность может определяться по желанию и готовности детей, либо ведущий может задать правило смены по часовой стрелке.

Демонстрация. Участник «Свеча» падает на руки одного из стоящих в кругу. Тот принимает его и передает вперед следующему участнику круга.

Ведущий контролирует выполнение, страхует  «Свечу».

Участники выполняют упражнение.

- Упражнение закончилось, занимайте, пожалуйста, свои места.

У нас не так много времени, поэтому мы не сможем выслушать  каждого из вас.

Предлагаю следующий выход из ситуации.

Я задаю вопрос, если это про вас, вы поднимаете руку.

  • Кому удалось довериться?
  • Может быть, кому-то было страшно или некомфортно во время упражнения?
  • Кому понравилось быть в «Свечой»  больше, чем в кругу?
  • Кому, наоборот, больше понравилось быть Кругом?

2. Проводится упражнение на баланс. Дети разбиваются на пары. Во избежание лишней суеты - в проходах между партами выстраиваются те пары, которые составляются из детей, сидящих в крайних и среднем рядах. Остальные – перед доской. Проводится упражнение на баланс.

- Давайте посмотрим, насколько вы доверяете друг другу. Сможете ли вы помочь друг другу удержать равновесие? Сейчас я дам вам очень непростое задание. Но выполнять задание нужно очень осторожно, чтобы никто не упал и не ударился: ведь доверие тоже очень хрупкая вещь. Те, кто нарушит правило безопасности, выбывает из игры. Готовы? (дети отвечают)

- Для начала встаньте спинами друг к другу так, чтобы спины опирались друг о друга (дети встают в парах спинами друг к другу)

- А теперь попробуйте вместе и одновременно сесть на корточки, не разрывая контакт спинами и опираясь друг о друга. Делать это нужно очень медленно и согласованно. Если не получается с первого раза, попробуйте снова. Начали! (дети выполняют задание)

- А теперь те, у кого получилось сесть, попробуйте точно также встать из положения сидя, опираясь на спины друг друга. Но помните о правиле безопасности! (дети выполняют задание)

В конце активной минутки детям выдаются браслеты с номерами телефонов доверия 8-800-2000-122.

3.2. Заключительное слово (5 минут)

-           Дорогие дети, спасибо вам большое за вашу открытость и теплые сердца! Теперь вы всегда знаете, что в любом момент вам готовы помочь. Мы хотим пожелать вам поменьше сталкиваться в жизни с кризисными ситуациями и побольше радоваться жизни! Побольше улыбок, любви и хороших и преданных друзей!

Давайте еще раз повторим номер телефона доверия! Итак, подсказывайте:

Ведущий называет цифру: 8

Следующие цифры называете вы: 800

Ведущий называет далее: 2000

Дети: 122

Ведущий: бесплатно и анонимно

Давайте повторим все вместе: 8-800-2000-122

До новых встреч! Давайте поаплодируем друг другу! (аплодисменты)

 

Патриотическая работа в школе. 2016 - 2017 г.

Круглый стол "СПИД - смертельная угроза человечеству!"

Интернет - урок "Профилактика ВИЧ"

Всероссийское родительское собрание "Профилактика интернет - рисков и угроз жизни детей и подростков".

Методические рекомендации по информированию родителей о рисках, связанных с детской смертностью.

Сценарии уроков "Время доверять!".

Буклет "Детский телефон доверия".

Классный час "Детский телефон доверия".

План воспитательной работы школы на 2016-2017 уч.год

Советские фильмы о Великой Отечественной войне.

Скачать "День воинской славы России"

Скачать "День народного единства"

Скачать "День памяти войсковой казачьей славы"

Скачать "День памяти жертв политических репрессий"

Скачать "День рождения ВМФ"

Скачать "День сухопутных войск России"

Презентация "День сухопутных войск России"

Скачать "История комсомола"

Скачать "Государственные символы России"

Защита детей от преступных посягательств в сети Internet.

Урок правовых знаний на тему «Противодействие коррупции».

Буклет на тему «Школьникам о коррупции».